«ЕСЛИ МЫ МОЛИМСЯ, МЫ ЖИВЫ»

Без малого четверть века архимандрит Тихон (Секретарев; † 12 сентября 2018 г.) нес послушание наместника Псково-Печерского монастыря. Этот видный и рослый монах был очень скромен. Даже став наместником прославленной обители, он старался оставаться в тени ее великих старцев. Часто цитировал одного из Оптинских преподобных о том, что при нынешнем лукавстве нравов надо, чтобы у братии был духовник, которому без обиняков можно доверить все свои помыслы, в том числе и на начальствующего, которому и самому есть всегда о чем посовещаться с духовниками. «Подобно тому, как важно в Церкви сохранить апостольское преемство, – любил он приводить слова преподобного Силуана Афонского, – так важно в монастырях сохранить жизнь по совету».

А что советовал архимандрит Тихон паломникам, о приеме которых в обители так заботливо хлопотал? Предлагаем вниманию читателей портала «Православие.Ru» ранее не публиковавшееся его размышление о спасении в монастыре и в миру.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь… Это и духовная координата, где сразу обозначено присутствие по Успении не оставившей мир Пресвятой Богородицы, и географическая точка, куда из столетия в столетие, из десятилетия в десятилетие стекаются реки православных паломников со всего христианского мира.

С момента освящения Успенского храма Псково-Печерской обители прошло уже более полутысячи лет (в 2018 г. исполняется 545 лет. – Ред.). А первые монахи из Киево-Печерской Лавры пришли на эту святую гору и того веком ранее. Духовная жизнь и молитва с тех пор здесь не прерываются. Даже в богоборческие годы советского режима это единственный монастырь России, который не закрывался. Тут особо хранят монашеские устои, простоту, молитвенность, чистоту Православия.

Поэтому-то сюда и стремится церковный народ.

Как известно, первой паломницей рода христианского была Сама наша Заступница – Пресвятая Дева Мария. Она поспешила после Благовещения к сроднице Елисавете в град Иудин (см.: Лк. 1: 39). Также и апостолы, даже уже получив обетованного Духа Святаго, возвращались в определенное время в Иерусалим.

Но с какой целью сейчас стекаются в монастырь паломники?

Я помню, меня удивило, когда лет 15 назад светский журнал «Всемирный следопыт» в сообществе с ведущими печатными, теле и радио СМИ страны собрал главные достопримечательности, чтобы выявить семь чудес России. По итогам открытого голосования Псково-Печерский монастырь вдруг занял второе место! Большинство, может быть, и не задумываются о том, что их сюда тянет, а ощущают: тут душа умиротворяется! Мир и радость, – сказано в Писании, – в Духе Святом (Рим. 14: 17). Никакие тебе красоты ландшафта и архитектурные шедевры не дадут той интенсивности переживания этих внутренних благ, как неспешное приобщение к жизни святой обители.

Смысл паломничества, как объясняли нам старцы, еще заключается и в том, чтобы, посетив места подвигов святых угодников Божиих, заручиться их молитвами в сей жизни и ходатайством за свою душу на Страшном суде. Не каждый, наверно, знает о столь ошеломительной перспективе, но сердцем люди чувствуют, что получают огромную духовную пользу, – вот и едут.

Святитель Феофан Затворник писал, что в монастырь паломники стремятся ради «таинства обновления», – так он обобщенно называл исповедь и Причастие.

Иные, помню, впервые входили в святые врата после издания книги тогда еще архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» о старцах обители.

Подвижники в отношении ныне живущих обычно говорят:

«Никого не надо называть святыми, и никого не надо называть грешниками. На Страшном суде все откроется, подождем немного».

Сами мы вышедшую в монастыре книгу о ее достойных подражания насельниках назвали «Будьте совершенны».

Старцы – это воплощенное Евангелие наших дней

Старцы – это воплощенное Евангелие наших дней. Новозаветный Свет настолько ярок, что привыкшего пресмыкаться он может слепить. Для этого Господь и посылает старцев, они являют собой мягкое отраженное сияние Истины, которое позволяет любому человеку во Свете Божием увидеть себя и раскаяться.

У старцев Псково-Печерской обители есть и наследники: это и воспитанный с первых лет послушничества батюшкой Иоанном (Крестьянкиным) нынешний наместник митрополит Псковский и Порховский Тихон, и также выпестованный отцом Иоанном еще с лет его служения в городе Касимове Рязанской епархии схиархимандрит Никон (Антонов); это и преемник схиархимандрита Агапита (Агапова) братский духовник архимандрит Таврион (Балов); это и ученик многолетнего уставщика братского хора иеродиакона Анатолия (Семенова) нынешний духовник и уставщик обители архимандрит Мефодий (Леонтьев); это и келейник недавно преставившегося старца Адриана (Кирсанова) игумен Хрисанф (Липилин); и многих утешающий своим любвеобилием наследующий сам дух псково-печерского старчества иеромонах Иона (Самарский).

Пока еще не наступил Страшный суд и длится бытие этого мира, число святых и спасающихся восполняется.

Вот тебе и монашеское правило…

В Псково-Печерском монастыре девять ныне прославленных святых: преподобные родоначальники обители Марк, Иона и Васса, игумены преподобномученик Корнилий и священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон.

Даже при оскудении духовной жизни в народе, что стало предвестием революции, в Псково-Печерской обители подвизались такие светильники веры, как иеросхимонах Феодосий, который 5 августа (по старому стилю) 1903 года встречал здесь святых Царственных Страстотерпцев Императора Николая II и Императрицу Александру Феодоровну; архимандрит Мефодий (Холмский), настоятель Псково-Печерского монастыря в начале позапрошлого века, дважды в свое время причастился Святых Христовых Таин из рук святого праведного Иоанна Кронштадтского, а после предсказал свою кончину в Санкт-Петербурге; это и валаамские старцы – схимники Лука, Николай и многие-многие другие.

Широко известно посрамленное намерение закрыть 22 июня 1941 года последние храмы в Москве, меньше знают о том, что после того, как в 1940 году город Печоры вновь вошел в состав России (тогда РСФСР), монастырь пытались упразднить, но ничего не получилось: опять же помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Среди пришедших в обитель чуть ли не в гимнастерках, как отец Кирилл (Павлов) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, участников боевых действий можно назвать и впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), возглавлявшего в послевоенные 1949–1954 годы Псково-Печерский монастырь; и архимандрита Алипия (Воронова), «великого наместника» обители с 1959 по 1975 год; и его помощника архимандрита Нафанаила (Поспелова); а также схиархимандрита Агапия (Агапова), архимандрита Феофана (Молявко), иеродиакона Анатолия (Семенова) и др.

О том, что им пришлось вынести до и во время войны, мы в свое время услышали, например, от архимандрита Феофана (Молявко). Его постригли в монашество и рукоположили в диаконы в самом, как его вспоминают, кровавом 1937 году в Тверской епархии, епископ которой владыка Фаддей (Успенский), как известно, принял страшную мученическую кончину в самый последний день этого года. Отец Феофан вспоминал, что совершивший его постриг иеромонах не дал ему молитвенного правила, что его очень смущало, и он с целью восполнить этот «пробел» отправился было к одному старцу, подвизавшемуся на берегу Селигерского озера… А тот, как только понял, что решивший его вопросить уже приближается к его келье, вдруг громко повелел своему келейнику:

Старец приказал: «Посади его в лодку, забери весла и оттолкни ее от берега!» Это было пророчество

– К нам идет иеродиакон Феофан. Посади его в лодку, забери весла и оттолкни ее от берега!

Не умеющий плавать отец Феофан не успел вздрогнуть, как келейник уже исполнил наказанное… Это было пророчество: через несколько дней возжелавшего соблюдения формальностей монашеского жительства иеродиакона Феофана арестовали и приговорили к 10 годам лагерей.

Вскоре началась война, и вот в 1942 году в лагере под Ярославлем, где был в заключении отец Феофан, разразился голод. Тут-то постриженик по-настоящему и взмолился ко Пресвятой Богородице, чтобы спасла! Внезапно его вызывает криминальный авторитет и ни с того ни с сего назначает сторожить запасы хлеба:

– Сам ешь сколько хочешь, но без указания никому ни крошки чтобы не давал!

Но на этом уже ни его молитвы ко Пресвятой, ни чудеса Ее заступничеством не закончились. В конце 1943 года его вызвал уже официальный начальник лагеря:

– Малявко, ты поп?

– Нет, – признался отец Феофан, – я диакон.

– Ты свободен.

– А мне и здесь хорошо, – уперся тот.

– В 24 часа чтобы тебя в лагере не было! – стукнул по столу НКВД-шник.

Потом отец Феофан оказался в Ташкенте, где работал в эвакуированном военном госпитале, а весной 1944 года его призвали на фронт, причем в пехоту, где редко кто выживал: максимум два боя – и ты либо мертвец, либо инвалид на всю оставшуюся жизнь. Когда отец Феофан, уже дойдя до Будапешта, вдруг услышал, что Победа за нами, первая мысль, которая его настигла, была такова: «Не могу поверить, что остался жив!»

Эта прошедшая и тюрьмы с лагерями и войну братия про себя потом говорила: «Мы не ученые, мы толченые». Хотя про духовную жизнь свидетельствовали: «Это наука из наук и искусство из искусств».

Впрочем, в минувшем веке в Псково-Печерской обители подвизались и представители ученого монашества. Здесь окончил свои дни и погребен в Богозданных пещерах митрополит Вениамин (Федченков) – известный духовный писатель и проповедник. Он особенно сетовал об оскудении веры и святости в России.

Ярчайший представитель старчества Псково-Печерской обители уже наших дней архимандрит Иоанн (Крестьянкин) от того-то и увещевал потом братию:

– В настоящее время нужно из пустыни выйти, чтобы поддержать веру в народе.

«Школа молитвы» отца Иоанна (Крестьянкина)

Известно, что отец Иоанн (Крестьянкин) уже от рождения был точно предызбран сонмом Псково-Печерских святых. Он родился в день памяти преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских – 11 апреля 1910 года. Отнюдь не по соседству с нашей северной обителью – в городе Орле. В благочестивом семействе Михаила Дмитриевича Крестьянкина, почившего спустя два года после рождения сына, и Елизаветы Илларионовны (в девичестве Кашеверовой), преставившейся в 1936 году.

Крещенный буквально через два дня после появления на свет в храме пророка Божия Илии, Ваня сызмальства в этом же храме нес потом клиросное и пономарское послушания. Здесь он получил замечательное, в крепких традициях, церковное воспитание. Лично общался и сподобился благословения некоторых новомучеников.

Когда подрос, освоил учетно-финансовое дело, пару лет проработал в различных учреждениях Орла, а после перебрался в Москву, где также еще 12 лет трудился по светской специальности, пока его наконец 14 января 1945 года не рукоположили во диакона, а в конце этого же года, 25 октября, – во пресвитера.

Спустя пять лет усердного служения в ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отца Иоанна арестовали. Про свое пятилетнее исповедническое заключение сам он вспоминал, что это была настоящая «Школа молитвы», – так, кстати, называется одна из его великолепных книг, почему-то мало прочитанная современным читателем. Нигде – ни до заточения, ни после, – как батюшка уверял, у него не было такой молитвы! Как там, когда он зарывался, как он вспоминал, «под одеяло с вошиками»…

Тюремные застенки Лубянки, Лефортова да Бутырки, архангельские да самарские лагеря стали для отца Иоанна той пустыней, из которой ему предстояло выйти на служение народу, расточая собранные там плоды молитвы, чистоты сердечной, рассуждения, терпения. Потом и его келья в Псково-Печерском монастыре для многих приходящих к нему станет «школой молитвы».

В число псково-печерской братии отец Иоанн был зачислен по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) сразу после досрочного освобождения из лагеря за пару дней до своего 45-летия – 9 апреля 1955 года. Всего год прослужил он в обители и в Троицком кафедральном соборе Пскова. А после, в силу угрозы нового ареста, по благословению своего духовника отправился в Рязанскую епархию, где 10 с лишним лет был приходским священником.

В 1967 году отец Иоанн вернулся в Псково-Печерский монастырь. И как ни был он физически уже слаб, а Господь подкрепил его силы еще на без году 40 лет старческого служения. Сам батюшка поражался: и сердечко-то у него барахлило, а как водворился сызнова в монастырь, вдруг «обновися, яко орля, юность моя» (ср.: Пс. 102: 5)! С каким колоссальным размахом он развел свою дотошную практику душепопечения!

Все в монастыре было устроено так, чтобы батюшка имел возможность принимать людей. Наблюдая за происходящим изнутри монастырского бытия, понимаешь, что Сам Господь позаботился о том, чтобы вложенный Им в Своего служителя талант полностью раскрылся.

Батюшка был и братским духовником, нес он и седмичные послушания, ездил и по приходам с митрополитом Иоанном (Разумовым). После того как владыка Иоанн ушел на покой в 1987 году, отец Иоанн тоже перестал ездить по приходам, а сосредоточился на служении и окормлении приходящих в обитель.

Обзавелся, как он говорил, «духовной аптекой» – это у него была такая маленькая сумочка, из которой он на ходу доставал что кому нужно: одному молитовку, другому вразумление или канончик покаянный даст. А так как каждый из нас сподоблялся в разное время всякого рода «пластырей» и этих молитвенных «микстур», мы уж и обратились к батюшке, чтобы он собрал «полный комплект» для духовных чад. Потом все это оформили в том «Настольная книга для монашествующих и мирян».

Также по нашей просьбе начался и сбор писем отца Иоанна. Сам он стеснялся, отнекивался: зачем, мол? А мы убежденно настаивали:

– Батюшка, это же востребовано! Нужно для людей, им большая польза!

Так и стали потихонечку и письма издавать, а после и сборники батюшкиных проповедей. Очень много потрудилась и, слава Богу, еще и после кончины батюшки работает его помощница Татьяна Сергеевна Смирнова.

Есть и обнародованные только сейчас поразительные записи, сделанные Татьяной Сергеевной в последние годы жизни отца Иоанна:

«28 февраля 2001 года. Записано со слов отца Иоанна:

“Ночью в 4 часа остановилось время, и приступили ко мне со своими истязаниями мытники-бесы. Били они меня насмерть. Сколько времени я сопротивлялся им молитвой, не знаю. Время стояло на месте. На рассвете они отступили”.

Батюшка весь этот день пролежал разбитый, ощущая последствия ночного нападения».

Но даже то, что увидело свет еще при его жизни, уже задавало очень серьезные духовные ориентиры.

Лично я тоже задавал отцу Иоанну вопросы:

– Батюшка, что главное в духовной жизни? – расположишься с ним на знаменитом диванчике в его келье и давай, бывало, его донимать.

На вопрос: что главное в духовной жизни? – отец Иоанн отвечал: «Вера в Промысл Божий и рассуждение с советом»

И он так секундочку помолится, взглянет на иконы и дает ответ:

– Вера в Промысл Божий и рассуждение с советом, – и после маленькой паузы, чтобы ты усвоил, поясняет: – Бог управляет миром, все наше упование на Него. Но безрассудно жить в настоящее время тоже нельзя. Однако и свои рассуждения нужно еще проверять совестью близкого человека или духовника. Когда эти три условия соблюдены, тогда мы принимаем правильное решение, через которое нам и открывается воля Божия – самая мудрая и добрая, что незаблудно Промыслом Божиим ведет каждого человека в Царствие Небесное.

Сейчас уже мы можем засвидетельствовать очень много чудес, которые совершаются при молитвенном обращении к батюшке Иоанну. Исполненные прошения касаются и духовной жизни, и житейских дел. Диву даешься! Люди, даже при его жизни не знакомые с ним, приезжая и молясь в пещерах у гроба, получают и утешение, и разрешение своих проблем.

Потому что отец Иоанн по-прежнему Богу молится.

Приобретите сами дух молитвы

Святые отцы говорят, что из купели Крещения все мы выходим святыми. И где мы эту святость подрастеряли? Каждый грех, оказывается, разоряет душу. Так опустошенный человек начинает вновь искать возможности приобщиться благодати Духа Святаго. Хочется же вновь вкусить этих райских плодов: «любви, радости, мира, долготерпения, благости» (ср.: Гал. 5: 22). Так чтобы и в вечность отойти в мире со всеми и в любви к Богу. Но как?!

Знаете, есть замечательный эпизод в житии святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отслужил он молебен в одном доме, и вот к нему подходят глава семейства, мама и маленькая такая девчушка. Отец Иоанн и спрашивает у малышки, называя ее по имени:

– Какую ты молитву знаешь?

– Фи, как скучно! – отвернулась она.

– Что ты, деточка, – склонился к ней святой, – я желаю тебе приобрести дух молитвы!

После революции оказавшись на чужбине, эта уже девушка, повзрослев, вспомнила слова отца Иоанна Кронштадтского. Она стала неопустительно, как только выдавалась возможность, ходить в храм, учиться молитве, и для нее открылся внутренний простор благодати Духа Святаго, когда даже в самых стесненных обстоятельствах изгнания и неустроенности на душе было светло и ясно.

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Кстати, первая святоотеческая книга, которую я осознанно прочитал, уже будучи насельником монастыря, была как раз «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского. Меня тогда так потрясло, что и в наши дни бывают чудеса, связанные с Таинством причащения! Люди исцеляются, воскресают! Меня так это воодушевило, что я даже ездил на Карповку, где упокоен отец Иоанн. Молился там. Верующих тогда выслеживали, поэтому приходилось уходить в сквер по соседству. Сижу, помню, там на лавочке, рядом доминошники «рубятся», а я знай себе молюсь!

Вот и ты стоишь в церкви, что тебе-то мешает повторять про себя: «Господи, помилуй!»? Сказано же: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мк. 11: 17). С четками ли или без четок, вопияй! Точно так же, если делаешь что-то, собери свой ум: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)»!

Мы же все знаем слова преподобного Серафима Саровского о стяжании Духа Святаго как цели христианской жизни. Но если мы внимательно прочитаем его беседу с Николаем Мотовиловым, то остановимся на этих ключевых словах: «Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого». А как ты посвятишь каждое свое дело Христу, если не молитвой?!

А будет молитва, то, чем бы ты ни занимался, благодать Духа Святаго не покинет сердца твоего. Так, епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) пишет, что материнство – это способность одухотворять материю и выражается она не только в даре рождения детей. Допустим, хозяйка готовит трапезу. Как она к этому относится? Для одной это проклятие-обязаловка (и это же смертоносный посыл)… А для другой собрать родных за столом – это как Евхаристия, совместное благодарение Богу; и готовит она с молитвой, и перед вкушением пищи в такой семье молятся и по завершении трапезы Бога благодарят.

Нам эта жизнь и дана, чтобы научиться молиться

Если мы молимся, мы живы. Нам эта жизнь и дана, чтобы научиться молиться.

Новомученики и исповедники Церкви Русской даже в самых бесчеловечных условиях молитвою и спасались. «Наша беда в том, что мы не научили людей молиться», – печаловался об остающихся в этой безбожной вакханалии один из страдальцев, умученных насмерть.

А знаете, как раньше старцы учили молиться? Вот приводит авва своего ученика на огромное поле, поросшее бурьяном:

– Брат мой! Пожалуйста, потрудись. Вечером я приду проверить работу.

Приходит на закате, а тот спит. Сон – это, кстати, данный нам уже в этой жизни образ смерти.

– Чадо, очнись! – будит его старец. – Почему ты не вырвал ни одного корешка?!

– Авва! Когда я увидел это поле в сорняках, честно скажу, я впал в уныние: прилег и заснул. Проснулся я от палящего солнца, взглянул опять на это чудовищно обширное поле и решил еще чуточку вздремнуть…

– Друг мой! Если бы ты прополол хотя бы то место, на котором спал, ты бы уже сделал многое.

Весь этот мир – всего лишь наглядное пособие процессов, происходящих в нашей душе. Начни молиться – и с Божией помощью потихоньку-полегоньку осилишь все.

Вот приедет человек в обитель, благодать коснется сердца – и высвободит из-под власти греха хотя бы малую частичку его души, а там, смотришь, он и сам возьмется за дело: поговеет, исповедуется, причастится.

…И так от Причастия к Причастию и выйдет ко Господу в Царствия Его Небесного незаходимый Свет.

Архимандрит Тихон (Секретарев)    Подготовила Ольга Орлова    14 сентября 2018 г.

Елена Вербенина , Архимандрит Тихон (Секретарев) | 1 Июля 2012 г.

 

Архимандрит Тихон (Секретарев) – (в миру Алексей Николаевич Секретарёв) родился в 1955 году в семье священника в Подмосковье. Священниками были и оба дедушки будущего архимандрита. В семье было10 детей. Поступив в Ижевский механический институт и прослушав несколько лекций по научному атеизму, институт оставил и ушел служить в армию.С 1976 года — в братии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В том же году пострижен в монашество и рукоположен в иеромонахи. В 1985 году окончил Московскую Духовную Семинарию на заочном секторе.
Исполнял послушания помощника келаря, помощника благочинного, катехизатора и преподавателя Псковского Духовного училища. Около десяти лет был благочинным монастыря.
С 17 августа 1995 года — наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Кандидат богословских наук.

– О жизни! Вот скажите, монашество – это бегство от мира?

– Монашество – это бегство от греха.

«В первый раз я приехал в монастырь в конце марта 1968 года с мамой и четырьмя братьями. Помню, подошли мы к Святым  вратам, и нас встретил монах Аввакум. Он был одет в полушубок, сидел в креслице под аркой надвратной башни и творил вслух молитву: «Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй». Было еще темно… Мы прошли вниз по Кровавой дорожке. В те минуты мое сердце как-то сжалось внутри… Вокруг все было покрыто белым пушистым снегом. Были видны столбы дыма из пекарни и из кухни… Мы вошли в Успенский Собор, нас окружил полумрак… Время Великого поста, часто звучала молитва «Господи и Владыка живота моего…»

из книги Архимандрита Тихона (Секретарева) “Будьте совершенны”. Печоры. Псков. 2008.

 – Мы часто слышим, «раньше монахи были такими, а сейчас другие». Какие сейчас монахи? Существует ли такое понятие, как «современный аскетизм»?

– Существует понятие «современный человек». А аскетизм – каким был, таким и остается. Это средство для того, чтобы устранить греховную стену между Богом и человеком. Наша совесть часто настолько обременена грехами, что не позволяет обратиться к Господу с просьбой. И аскетизм здесь приходит на помощь, а он, как известно, очень простой: пост и молитва.

Как святитель Феофан объясняет: «Пост – это всяческое воздержание, а молитва – всяческое Богоугождение». Поэтому аскетизм – он на все времена один и тот же. Человек может быть современным, а аскетизм – он Божий.

«Было у нас еще одно интересное занятие летом. Мы с иноком Макарием – участником Великой Отечественной войны – ездили купать коня по кличке Гордый. В благодарность отец Макарий давал нам прокатиться на коне верхом без седла. Гордый галопом как пойдёт в гору!.. Ощущение такое, что он земли не касается, почти летит, ровненько так. Но когда конь устанет и начнёт семенить, тогда того и гляди слетишь с его спины…»

из книги Архимандрита Тихона (Секретарева) ““Будьте совершенны”.. Печоры. Псков. 2008.

– Все принципы аскетизма, которые были на расцвете древнего монашества, соблюдаются нынешними монахами?

– Есть основное, внутреннее, а есть внешнее. Мы стараемся соблюдать традиции в богослужении, в чтении неусыпаемой Псалтири, в помощи ближнему, да и в работе над собой.  А внешне меняется многое. Например, мы знаем, что первые подвижники жили в пещере «Богом зданной». А мы туда зайдем на экскурсию вместе с паломниками, и через полчаса выбегаем, нам холодно. Но суть – приблизиться к Богу и пребывать в единении с Ним, – она не меняется.

Архимандрит тихон (Секретарев). Фото: Юлия Маковейчук

Еще, например, у нас появился интернет, который очень облегчает работу.  Мы с помощью электронного общения даем за год примерно 3000 ответов. Но это же не значит, что мы поменяли суть наших ответов. Они также во Христе, также призывают к терпению.

Отличительной чертой, как вы сказали, «современного аскетизма» и  является терпение. Оно всегда нужно было, но раньше больше терпели внешние обстоятельства, а сейчас  – больше терпят самих себя.

К примеру,  для того, чтобы помочь больному человеку, тоже нужно терпение. Терпят сейчас и нападки неверия, которые обрушиваются на нас.

Очень важно терпение ради Христа, потому что как таковое терпение может в какой-то момент неожиданно прекратиться, а когда терпим ради Христа – нам Бог помогает, и святые, которые сострадают.

«Мне было 15 лет… «Цель жизни – Богообщение… Самый прямой путь ко Христу, – подумалось мне, – через монашество в Псково-Печерской обители…» И в моём сердце созрело твёрдое решение – я стану с Божией помощью монахом. Это желание меня впоследствии никогда не покидало и было главным при определении решения в разных ситуациях жизни… Учеба, спорт, работа, служба в армии – это только ступени к моей главной цели…»

из книги Архимандрита Тихона (Секретарева) “Будьте совершенны”. Печоры. Псков. 2008.

 – Меня всегда интересовало, насколько человек уверовавший может измениться? И насколько меняется внутренний мир инока, удается ли справиться с минусами, к примеру, собственного тяжелого характера? Существуют грехи, от которых монахи не в силах избавиться?

– Да, человек приходит из мира со своими страстями и недостатками. Но нет греха, побеждающего милосердие Божие. Любой грех может победить благодать Божия.

Я подобный вопрос задавал отцу Иоанну Крестьянкину, когда вопрошал, что делать, как помочь брату исправиться? На что он мне ответил: «Этому брату не хватает терпения». Надо уметь терпеть и ждать. А сразу исправиться не получится. Все равно, что научиться играть на музыкальном инструменте или писать картины. Для этого нужны годы терпеливого труда, и результат обязательно будет, но результат будет от Бога.

Мы вкладываем труд, прилагая максимальное усилие, а Господь дает помощь – и, несомненно,  будет результат. Но не все выдерживают, а нужно терпение, вера, усердная работа над собой. В этом и есть смысл  и радость нашей монашеской жизни.

Вы заметили, что часто у людей слишком страстных, греховных вспыхивает ненависть к монастырю? Это исходит из преисподней, это извечная борьба добра и зла, которая происходит и в сердце каждого из нас. И победить это зло может только Господь. «Зло сильно, но ничто не сильнее Бога», – говорил отец Иоанн Крестьянкин.

«Служба в армии всегда считалась в нашей семье священным долгом… поздней осенью в 1973 году я прибыл в воинскую часть в Подмосковье. Впервые увидел «дедов»… Рано выпал первый снег… Работая в автопарке по расчистке снега, я загрустил и подумал о радостях, которые могут быть в армии… Пришёл к выводу, что первая и самая доступная радость – это хорошо выполненная работа… Начал усердно чистить снег, взял веревочку, по ней подравнял сугроб рядом со стоянкой нашей автомашины с радиостанцией… Мне понравилась моя работа… И в дальнейшем я всегда делал всякую работу тщательно и усердно… На душе было радостно и светло…

Вторая армейская радость – молитва. Я ежедневно читал 90-й псалом…

Третья армейская радость – многополезное, многоплодное исполнение распорядка дня, где все предусмотрено, – это я многократно оценил в последующие годы…»

из книги Архимандрита Тихона (Секретарева) “Будьте совершенны”.. Печоры. Псков. 2008.

 – Батюшка, довольно часто случается так, что инок дает определенные духовные советы, но сам их не выполняет. Это ведь неправильно?

– Мы все люди, и человеческая природа остается у всех, и борение остается. Молодой иеромонах часто говорит от святых отцов,  а сам еще не достиг совершенства. Но то, что советовали старцы, – может порекомендовать. Он ведь идет по этой дороге. Если его спрашивают как священника, он, уча других, учится сам.

Спасает ведь нас не монашество внешнее, спасает Христос, как мирянина, так и инока. Мы одно целое, но каждый идет своей дорожкой.

«Однажды я спросил отца Иеронима: «Батюшка, как мне поступать в такой ситуации: выхожу из трапезной, ко мне подходят сразу несколько человек, и каждому нужно, чтобы я здесь и сейчас выполнил его просьбу?» Отец Иероним ответил: «Ты скажи первому – приди в три часа, второму – приди в четыре часа, а третьему – в пять часов». Хороший совет! Я так и поступал в дальнейшем»

из книги Архимандрита Тихона (Секретарева) “Будьте совершенны”. Печоры. Псков. 2008.

 – Можно ли сказать, что монах – человек гармоничный, у которого действительно мир в душе?

– «Монашество – это передовой отряд христианства», – говорил отец Иоанн (Крестьянкин). Мир в душе – это цель, к которой мы все стремимся. Когда мы мирны – Бог с нами, Дух Святой в нашем сердце. Это все достигается усилиями и трудами, часто  на протяжении всей жизни.

На земле, конечно, полного совершенства человек не может достичь, потому что здесь нет идеальных условий для этого. И иногда Господь дает нам дни или, может, часы такого мира в душе, показывая этим, что нас ждет в вечности. Вы ощущаете радость духовную особенно в эти дни, дни Светлой седмицы? Вот такой будет вечная жизнь со Христом.

Архимандрит Тихон (Секретарев). Фото: Юлия Маковейчук

– Как лично Вы понимаете слова: «полностью посвятить себя Господу»?

– Я думаю о Христе Спасителе и думаю о том, что мне придется перед ним ответ держать.

 – А какие наставления Вы могли бы дать мирянам?

– Тут придумывать ничего не надо, есть замечательные слова отца Иоанна (Крестьянкина) о том, что людям нужны «вера в промысел Божий и рассуждение с советом».

– Как это?

– Если объяснить в двух словах, промысел Божий ведет каждого из нас в вечность, этот путь у каждого свой. Но рассуждать об этом пути приходится ежедневно. Как поступить в том или ином случае? Мы рассуждаем, что для нас добро, а что зло. Не всегда это понятно как черное и белое.  И здесь не обойтись без советов тех, кто до нас прошел по этой дороге в Царствие Небесное.

«Впервые Богородичное правило я прочитал, когда ехал на легковой машине в город Выру за сливочным маслом к какому-то летнему празднику… Закончил правило… Едем на открытом участке дороги, и вдруг я вижу, что примерно в метрах 300–500 к нам навстречу как-то странно двигается пустой лесовоз. Одной стороной машина едет в кювете, и водитель пытается вырулить на дорогу. Видимо, он был пьян. Таким странным образом лесовоз продолжал двигаться нам навстречу. Метров за двадцать до нашей машины лесовоз вдруг выпрыгнул на дорогу и встал поперек нее, перегородив нам путь. Если бы это произошло чуть позже на несколько секунд, то мы на легковой машине попали бы точно под грузовик. Таким образом, благодаря Богородичному правилу мы с монастырским водителем были спасены от верной смерти!..»

из книги Архимандрита Тихона (Секретарева) “Будьте совершенны”. Печоры. Псков. 2008.

 – Какие, по-Вашему, существуют в современном мире опасности, от которых Вы бы хотели нас предостеречь?

– Самое главное – будьте искренними и внимательными к своему внутреннему состоянию. Если мы из вечной души переведем внимание на соблазны, мы столкнемся с призраками и миражами.

Мы не должны отдаляться от Богообщения. Доброта, милосердие, молитвы – это все Богообщение. Господь не запрещает многого, пожалуйста, и спортом занимайтесь, и учитесь, совершенствуйтесь в развитии, но пусть все это будет во Христе, для славы Божией, для пользы людям, помощи ближним. Это то вечное, что в нас заложено, и об этом нельзя забывать, иначе мы рассыплемся, потеряемся в этом мире и не поймем, для чего мы живем…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *