Зачем молиться Иисусовой молитвой.

— Батюшка, благословите, а можно Вас спросить?

Голос молодого послушника, немного напугал отца Федора, сидящего на лавочке в монастырском саду , погрузившись в молитву.

Послушника звали Тихон. После службы армии он приехал паломником в монастырь, Да так и остался. Ему нравился размеренный темп жизни в обители, с ее неспешным богослужением, с благообразными седобородыми иноками. Казалось что жизнь в монастыре,как бы застыла во времени. За стенами кипела суматоха, Все куда-то спешили, толкались, боясь не успеть.Только здесь было спокойно и тихо, что казалось слышно как падают листья с осенних деревьев.

Нет, о монашестве Тихон еще не думал, но уклад жизни монастыря ему очень нравился.

-А это ты, Тихон, присаживайся.  Отец Федор благословив парня, показал рукой место рядом с собой.

— Ты что-то хотел спросить?

Взято из открытых источников
Да, батюшка, Давно хотел спросить зачем монахи носят четки?

Отец Федор улыбнулся в свою седую бороду,обдумывая ответ.

-А это наше оружие, против диавола, Тихон. При постриге четки вручаются монаху со словами: «Прийми брат меч духовный.» Точнее оружием является Иисусова молитва, а четки даются чтобы всегда об этом помнить.

Каждому монаху вменяется в обязанность молиться Иисусовой молитвой. Даже правило такое есть. Пятисотница называется. Слыхал о таком?

-Нет, не слышал. А что молитву Иисусову надо читать постоянно? — Тихон с интересом смотрел на монаха. Монастырские богослужения и так очень длинные. Разве этого не достаточно?

-Нет, Тихон, не достаточно. Молитва всегда должна как уголек, теплиться в душе монаха.  А богослужения призваны этот уголек раздуть,чтобы не погас окончательно. Это только со стороны, кажется что монахи ничего не делают. На самом деле в душе монаха постоянно идет война. Война с диаволом и с самим собой. И это очень тяжелая брань.

Взято из открытых источников
Тихон сидел с немного ошарашенным видом. Признание монаха были для него каким-то откровением. Какая-то Иисусова молитва, духовная война. Он никогда не слышал об этом. Он уже немного пожалел, что вынудил батюшку говорить о таких сокровенных вещах, но любопытство все таки взяло верх.

-Батюшка, а в чем эта война состоит? Диавол это же злой дух?

-А война, брат, у нас с мыслями, или как еще называют помыслами. Потому что любой грех начинается с мысли.

— отец Федор внимательно посмотрел на юношу.

Тихон даже привстал от неожиданности. Бороться со своими мыслями — это было выше его понимания.

Видя недоумение Тихона батюшка продолжил: «Святые Отцы, подвижники, оставили нам описание как грех проникает в душу человека…

Вначале появляется греховная мысль. Ее называют прилог. С ним легче всего справиться. Просто не обращать внимание на помысл. Если человек начнет думать об этой мысли наступает вторая ступень-внимание. Затем уже к уму подключаются чувства. Человек уже услаждается этой мыслью. Он с ней беседует,в уме прокручивает варианты.

Следующий этап называют пленением(желанием). Внутри еще происходит слабая борьба, но человек уже полностью поглощен желанием совершить грех. Затем борьба прекращается поражением подвижника. Он решает совершить грех. И осталось чисто технические вопросы в совершении греха: «где» «когда» и «как».

Взято из открытых источников
Вот так и совершается грех в душе человека. Конечно эти этапы условные, и время от мысли до совершения греха может быть очень маленьким, но суть такова.

-Я никогда не задумывался над этим. Это все так сложно — задумчиво произнес Тихон.

-Давай я тебе на примере объясню. Вот тебя когда-то кто-то обидел. Прошло время, обида как-бы забылась. Но тут приходит мысль — воспоминание об этой ситуации. Правильно было бы с молитвой эту мысль и пропустить мимо, но ты заострил на ней внимание. Вспомнил фразы, лицо обидчика. Ты вступил с этой мыслью в разговор.

Это второй этап развития греха. Прокручивая в памяти ваш конфликт, ты жалеешь, что промолчал.» Надо было ему тогда ответить» — думаешь ты. Волна гнева и уязвленного самолюбия закипает в твоем сердце. Это третий этап — согласие с помыслом.

Вся твоя душа негодует на несправедливую обиду. Ты жаждешь мести. Дальше наступает следующий этап — решение. Ты решаешь во что бы то не стало отомстить обидчику. Ну ,а дальше непосредственно само исполнение греховного решения.

Солнце садилось за горизонт. В саду повеяло сыростью. Ударили в колокол призывая на вечернее богослужение. Тихон сидел с задумчивым видом осмысливая услышанное. Наконец он поднял глаза на монаха и спросил:

-А молитва Иисусова как помогает в этой борьбе?

Молитвой Иисусовой монахи отгоняют эти вражеские прилоги. Не может человек ни о чем не думать. Мысли постоянно будут рождаться в уме. Мы их остановить не в силах. А вот о чем думать — зависит от человека. Поэтому и читают монахи постоянно в уме Иисусову молитву. Чтобы пресекать грех сразу, на корню,на стадии помыслов.

Взято из открытых источников
Кстати, на этом основана монашеская традиция исповедания докучающих помыслов. Враг ведь только через помыслы и может нас ввести в грех. И больше всего боится когда помыслы, им всеваемые, открывают духовнику.

Ну, пойдем, а то опоздаем на вечерню.

Взято из открытых источников
Отец Федор поднялся и направился по тропинке.

-Спаси Господи, батюшка — тихо ответил Тихон, и задумчиво пошел вслед за монахом в сторону храма.

Православие и общество…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *