Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо

К 85-летию митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о награждении митрополита Ювеналия Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени
Благодарственная телеграмма Президенту РФ В. В. Путину
Поздравление от духовенства Московской епархии
Поздравление от Председателя Правительства Российской Федерации М. В. Мишустина
Поздравление от Министра обороны Российской Федерации С. К. Шойгу
Поздравление от Губернатора Московской области А. Ю. Воробьева
Поздравление от Министра юстиции Российской Федерации К. А. Чуйченко


УСЛЫШАЛ ГОСПОДЬ МОЛЕНИЕ МОЕ (Пс. 6:10)

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о смысле жизни христианина, писал: «Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо» (Творения, т.12, кн. 1, с. 135). Думается, что именно этим наставлением дорогого его сердцу святого отца руководствуется в своем архипастырском делании Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий, подавая ближним и дальним пример самоотверженного и неленостного возделывания нивы церковной.

Без пятнадцати лет столетие – это немало по человеческим меркам, даже больше, чем объявлено в Псалтири (см.: Пс. 89:10), в особенности когда день за днем проходят в неустанных трудах во благо Церкви, ради всемерного развития всех тех некогда традиционных направлений ее служения обществу, которые в минувшем столетии были искусственно прекращены обстоятельствами гонений, а в условиях религиозной свободы получили благоприятные условия для становления и расцвета.

Принять вызов времени, идти впереди своих клира и паствы – дело непростое. И, конечно, взирая на хронику служения митрополита Ювеналия -современника пяти Святейших Патриархов, каждый невольно задается вопросом: откуда этот человек, как он сформировался как церковный деятель, как научиться у него крепкой вере, преданности Церкви и ее Преданию, сердечному горению в готовности, оставаясь традиционалистом, воспринимать и осваивать все то новое, что может послужить воцерковлению и духовному возрождению общества?

Родина святителя – Ярославль, некогда древний и славный в истории, а в первой трети минувшего века провинциальный, хотя и хранящий церковные и культурные традиции. Выросший в условиях сугубой скудости, но воспитанный в православном благочестии, Владимир Поярков с ранних лет полюбил Церковь как сообщество верных Христу и Его правде, и церковь – как храм, место молитвы и разговора с Богом. Именно в детские годы ему довелось увидеть пагубные последствия раскола (в Николо-Пенской церкви, которую он посещал, нижний храм был захвачен обновленцами, зато на втором этаже, где молились православные, — всегда было тесно из-за обилия богомольцев) и узнать о несправедливости и жестокости безбожных гонений на веру (духовным наставником его матери был прошедший тюрьмы и убитый священномученик Варлаам (Ряшенцев, +1942), наставлявший и укреплявший своих чад словами, помогающими понять, как идти по пути испытаний: «Стяжи Друга – Господа»).

Несмотря на обстановку преследований, в Ярославле шла церковная жизнь, пусть и стесненная советским давлением. Владимир обрел наставников в лице архиепископа Димитрия (Градусова, 1881-1956), епископа Угличского Исайи (Ковалева, 1882-1960), будущих митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова, 1929-1978) и архимандрита Авеля (Македонова, 1927-2006). Их пример дал юноше поддержку в намерении невзирая ни на какие препятствия посвятить себя служению Церкви. На этот путь он вступил с горячей любовью к Божественной литургии, как Таинству Богообщения, и с глубоким почитанием страдальцев за Христа. В дальнейшем это станет основанием его архипастырского подвига.

Решение стать священнослужителем было принято в разгар так называемых «хрущевских гонений». Поступление в Ленинградскую семинарию заметила местная ярославская газета и опубликовала возмущенный пасквиль. В самой этой духовной школе был преподаватель-вероотступник, отрекшийся от Христа и широко рекламировавшийся советской прессой. Даже отец высказывал Владимиру свое беспокойство о будущем сына, который однако не только ни на минуту не поколебался в своем выборе, но продолжал с удвоенным усердием учиться, продолжив образование в духовной академии. В этом проявилось свойство характера, дающее себя знать и по сей день: всякое послушание исполнять с максимумом самоотдачи, как бы порученное Самим Богом.

Шли годы, и духовный наставник Владимира – архимандрит Никодим (Ротов) постриг его в монашество с наречением имени Ювеналий, в честь святого Патриарха Иерусалимского, столь много сделавшего для распространения почитания Божией Матери и связанных с Нею святынь в Византийской Империи, собеседника преподобных Евфимия Великого и Мелании Римляныни. Произошло это шестьдесят один год тому назад.

Затем пройдут пять лет стремительного вовлечения отца Ювеналия в сферу внешних церковных сношений, которые курировал ставший уже архиереем и председателем Отдела внешних церковных сношений Владыка Никодим. Пройдя испытание на приходе в Западном Берлине в качестве настоятеля храма равноапп. Константина и Елены и главного редактора немецкоязычного журнала «Голос православия», уже архимандрит Ювеналий возглавил Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме (1963-1964). По воспоминаниям Владыки, это было время высокой духовной радости – жить на земле, где ступала нога Спасителя, и молиться у Его Святого Гроба. Кстати сказать, последнее было возможным только несколько раз в году, поскольку иерусалимский храм Воскресения Христова находился тогда на территории Иордании, которая регламентировала доступ для духовенства и паломников. В те же годы получил свое развитие талант дипломата и переговорщика. Отец Ювеналий установил почтительно-дружественные связи с Иерусалимским Патриархатом, в первую очередь с Блаженнейшим Венедиктом, а также отношения взаимопонимания и сотрудничества с представителями всех христианских Церквей, присутствовавших на Святой Земле, да, собственно говоря, и с властями Израиля.

В 1965 году (55 лет назад!) 26 декабря архимандрит Ювеналий был хиротонисан сонмом архипастырей во главе с митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом во епископа Зарайского, викария Московской епархии. Наступила пора участия во внешних связях Русской Церкви уже в качестве ее архиерея. Непросто было одновременно свидетельствовать о православии на мировой арене и одновременно видеть его угнетение и унижение на Родине. В титульном городе Зарайске и его округе все храмы были закрыты и осквернены, за исключением Благовещенского, где Владыка неоднократно служил и о котором сохранил самые теплые воспоминания. Вид поруганных святынь заронил в сердце мечту, если Господь благословит, сделать все для их возрождения.

А пока нужно было постараться воспрепятствовать закрытию церквей. Став в 1969 году епископом (позже архиепископом и митрополитом) Тульским и Белевским, Владыка Ювеналий часто привозил в свою епархию иностранные религиозные делегации, посещавшие Советский Союз. Международные контакты Правящего архиерея сдерживали антицерковное рвение местных властей.

Среди ответственных послушаний того времени стоит упомянуть об участии в предоставлении автокефалии Православной Церкви в Америке и автономии Японской Православной Церкви, а также в возрождении русского монашества на Святой Горе Афон.

В 1972 году митрополит Ювеналий получил назначение председателем Отдела внешних церковных сношений, сменив своего авву – митрополита Никодима. По должности он стал также постоянным членом Священного Синода. Взаимодействие с Всемирным советом Церквей, Христианской мирной конференцией, собеседования между Русской Православной Церковью и представителями инославных, участие в движении в защиту мира и за разоружение и многое другое, — все это поставило Владыку перед необходимостью ежедневно трудиться подчас за полночь, лишь прерываясь на краткий сон. Важнейшим подтекстом нескончаемого потока конференций, конгрессов, семинаров и круглых столов было утверждение статуса нашей Церкви как значимого субъекта международного не только религиозного, но и общественно-политического диалога.

1977 год был значим для Владыки проведением 6 июня готовившейся четырнадцать месяцев Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами». В ней приняли участие 659 представителей различных религий. Этот форум продемонстрировал советскому атеистическому обществу, что во всем мире верующие являются влиятельной силой, голос которой должен быть услышан.

В том же году митрополит Ювеналий был назначен на Крутицкую и Коломенскую кафедру, став Патриаршим Наместником по управлению Московской областью и соответственно второй раз по должности постоянным членом Священного Синода.

Тяжелым ударом стала для Его Высокопреосвященства безвременная кончина митрополита Никодима 5 сентября 1978 года. Верность своему духовному наставнику является личностным качеством митрополита Ювеналия, которому стоит поучиться. Ежегодно он отправляется 5 сентября в Санкт-Петербург для молитвенного поминовения митрополита Никодима. Его усердием вышли два издания книги воспоминаний «Человек Церкви». Видя, что «никодимовские» достижения в сфере церковной дипломатии постепенно размываются и даже уничтожаются, под предлогом «плохого здоровья» он в 1981 году покинул пост председателя ОВЦС.

Последующие годы были по-прежнему насыщены событиями в сфере межрелигиозных и межцерковных контактов, поездками по различным странам и континентам. Меж тем в середине 1980-х гг. наметилось определённое смягчение отношений между Русской Православной Церковью и советским государством, что получило поступательное развитие в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси.

29 апреля 1988 года в Кремле советский лидер М.С.Горбачев встретился со Святейшим Патриархом Пименом и постоянными членами Священного Синода. Эта беседа, планировавшаяся как протокольная, превратилась в пространное обсуждение стесненного положения Церкви в Советском Союзе. Так был открыт путь к постепенному возрождению церковной жизни в нашей стране.

Тысячелетний юбилей праздновался на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который открылся 6 июня. На нем митрополит Ювеналий представил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», подводивший итог семилетней изыскательской деятельности возглавлявшейся им Историко-канонической группы Юбилейной комиссии. Эти труды он впоследствии продолжит в качестве председателя Синодальной комиссии по канонизации святых в 1989-2011 годах.

10 июня 1988 года в Большом театре состоялся торжественный акт, посвященный празднуемой дате. Выступая на нем, Владыка митрополит в своем докладе упомянул о массовых репрессиях, которым в годы гонений подвергались священнослужители. Отметил необходимость подготовки кадров священнослужителей, развития издательской деятельности и катехизации.

21 октября на собрании духовенства и мирян Московской епархии Его Высокопреосвященство уже мог сказать, что Церковь «говорит о своих проблемах и нуждах открыто, и в государственных, и в общественных организациях, заявляет свое мнение через средства массовой информации».

В том же 1988 году начался процесс постепенного возвращения подмосковных храмов Церкви. Начинался период церковной истории, требовавший новых подходов и новых решений. Митрополит Ювеналий мужественно ответил на этот вызов.

Когда он вступил в управление епархией, в ней было всего 132 действующих храма и ни одного монастыря. Теперь оскверненные и изуродованные церковные руины стали передавать верующим. Это было настолько ужасающее зрелище, что во многих случаях Владыку митрополита предостерегали его соработники: «Не берите. Это невозможно восстановить…» Однако архипастырь держался иного мнения и опирался на поддержку своей паствы, с воодушевлением включившейся в восстановление храмов и обителей.

Реставрация старинных храмов и строительство новых там, где их ранее никогда не было, стало отличительной чертой «ювеналиевской» эпохи в истории Московской епархии. Долгим и непростым был этот путь. Трудно посчитать, сколько великих освящений совершил архипастырь, сердечно радуясь о возвращении православия в народную жизнь и сохраняя в душе боль за те храмы, которые десятилетиями продолжали оставаться заброшенными. А таких к 2015 году было еще 253!

Усилиями Владыки митрополита был создан Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь, который объединил усилия церковных и светских людей, радеющих о сохранении национального культурного достояния. Достижения на этом поприще стали в значительной степени результатом многолетних усилий Его Высокопреосвященства по выстраиванию взаимоуважительных и конструктивных отношений с властями, по развитию диалога с подмосковным обществом в целом. Весьма результативным оказался опыт привлечения к реставрации благочиннических округов, взявших шефство над конкретными храмами. Словом, голос святителя был услышан, он имел счастье лично освящать возрожденные церкви, но сохранялось и неудовлетворение: хотелось бы быстрее, не все спешат участвовать в этом святом деле…

Призыв сохранить святыни актуален не только для Московской области: богоборческий смерч пронесся в свое время по всей стране, и опыт митрополита Ювеналия оказался востребованным в общецерковном масштабе.

Однако мало восстановить храмы, не менее важно помочь людям вернуться к Богу, вступить на стези духовного возрождения. И здесь у архипастыря было две заботы.

Первая – сохранить и сделать общественным достоянием подвиг пострадавших за Христа. Многолетние исследования, проведенные возглавлявшейся им Синодальной комиссии по канонизации святых, легли в основу прославления Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и в последующий период. Это был лишь первый шаг. Предстояло еще много сделать и для того, чтобы почитание новомучеников укоренилось в народном церковном сознании через посвященные им богослужебные тексты и освященные в их честь храмы, через образовательно-просветительские проекты и многое другое.

Вторая забота – возвращение Церкви в образовательное пространство, от которого она была искусственно отторгнута в начале ХХ века. Терпеливо и неуклонно двигался митрополит Ювеналий к этой цели, имевшей, в свою очередь, два направления. Одно – сугубо церковное: возрождение религиозного просвещения для взрослых и детей в воскресных школах и формирование среды, которая будет, среди прочего, пополнять состав епархиального духовенства. Его воспитание было препоручено возрожденной Коломенской духовной семинарии. Возлюбленное детище архипастыря, она стала одной из лучших в Русской Православной Церкви. Другое направление – светское, и оно требовало развития соработничества со школой. Внимательно, заботливо и терпеливо продвигался по этому пути митрополит Ювеналий, создавший многообразную и многоуровневую систему взаимодействия с подмосковным образованием, которая в конечном итоге позволила силами многих тысяч подготовленных педагогов охватить преподаванием духовно-нравственных дисциплин учащихся от детского сада и до высших учебных заведений.

Однако время предлагало все новые и новые возможности. Его Высокопреосвященство за десятилетия возрождения церковной жизни сформировал такую епархиальную структуру, которая отвечала задачам всестороннего развития служения обществу как на традиционных направлениях, так и в вопросах, выведенных на повестку дня современностью. Если обратиться к епархиальному ежегоднику, а он в 2020 году вышел в 16-й раз (!), то можно увидеть, что особое внимание уделено таким сферам (помимо образования, канонизации святых и составления богослужебных текстов), как миссионерская деятельность, реставрация и строительство храмов, работа в медицинских учреждениях, благотворительность и социальное служение, взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, с казачеством. Имеются отделы по работе с молодежью, по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации, по тюремному служению, православному отдыху и паломничеству, по утверждению трезвости и др. Все это объединено в поистине необъятный комплекс епархиальной жизни, о масштабах развития которой можно судить по проходящим регулярно в конце года многотысячным собраниям духовенства и мирян Подмосковья.

Усердие святителя неизменно получает высокую оценку Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Кирилла, который видит в митрополите Ювеналии не только выдающегося архипастыря современности, но и носителя церковной традиции, помогающего своим примером сохранению преемственности поколений в Церкви.

Труды Правящего архиерея сочетаются с многочисленными общецерковными послушаниями. Участие в работе Священного Синода в качестве его постоянного члена, в Архиерейских Соборах, в деятельности Межсоборного Присутствия, Всемирного Русского Народного Собора, в межрелигиозном диалоге, — всего не перечислишь. Все это прочно сформировало представление о митрополите Ювеналии, как о неутомимом и ответственном церковном деятеле, чей архипастырский авторитет подкреплен пятьюдесятью пятью годами усердного служения, когда слова не расходились с делами, а верность Христу и чувство ответственности перед Богом была основанием для каждого изреченного суждения и отправной точкой для каждого поступка.

Через многие десятилетия пронес наш святитель любовь к богослужению, прежде всего к Божественной литургии. С как бы не утраченной юношеской бодростью устремляется он во все концы епархии, чтобы вместе с богомольцами на приходах и в монастырях праздновать Таинство Святой Евхаристии. Благолепие и величественность архипастырской молитвы в сочетании с сердечностью и простотой общения с людьми привлекают на такие службы множество людей. И это не пустые слова: особенностью митрополита Ювеналия как архиерея Божия является любовное, внимательное и терпеливое отношение к каждому человеку, умение и готовность выслушать, посочувствовать, утешить и поддержать, когда мудрым советом, а когда и шуткой, преподавая доброе назидание в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (см.: Еф. 4:29).

Духовный отец подмосковного духовенства, среди которого абсолютное большинство хиротонисано им лично, Владыка Ювеналий строго и с сугубым вниманием наблюдает за тем, как его чада подвизаются на ниве церковной, поощряя усердных и твердой рукой исправляя оступающихся или нерадивых. Его поучения, обращенные как к семинаристам, только готовящимся к пастырскому подвигу, так и к маститым клирикам, неизменно исполнены преданностью Церкви Христовой и жаждой достижения ее служителями высот жертвенности и самоотвержения.

С восхищением и торжеством веры не устает митрополит Ювеналий в своих проповедях повторять слова Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Архипастырь прошел многотрудный путь жизни в Церкви, когда истинность Господнего обетования искушали безбожники. Христос Господь посрамил гонителей, и верный служитель Его ликует ныне, взирая на исполнение своих молитв: возрождение веры и возвращение народа к традициям православия. Вновь процвела есть пустыня, яко крин, Господи!

В преддверии 85-летия Его Высокопреосвященства мы, его нижайшие послушники, вместе с многочисленной подмосковной паствой, со всеми, кто имел счастье на своем жизненном пути встретить этого выдающегося служителя Христовой Церкви, приносим митрополиту Ювеналию слова поздравления с памятной датой, пожелания помощи Божией и предстательства Царицы Небесной в архипастырских трудах, благодарим за молитвы о нас недостойных, за отеческие наставления и мудрые вразумления, желаем здравия и во всем благого поспешения на многая и благая лета!

Протоиерей Петр Иванов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *