Любоначалием заражены почти все люди. И система воспитания, и система социальных ориентиров, взывают к этому духу. Если ты не первый и не начальник, не самый лучший – то все, жизнь прошла стороной, не сложилась.
Но это не христианское понимание.
Тяжелые последствия проявления духа любоначалия: войны, склоки, конфликты. Наитяжелейшие — сатанизм, фашизм.
Любоначалие проникает во все сферы жизни и встречается даже в монастырях и святых обителях.
Христианство не отрицает ни лидерство, ни управление, как необходимых функциональных процессов для дела и жизни. Но если лидерство или управление имеет в корне не функциональную необходимость, а болезненный дух любоначалия, жажду власти, то дух его уже не тот, уже не христианский.
«Кто хочет быть первым, пусть будет будь всем слугой» — говорит Христос (Евангелие от Марка 9:35).
Христианство противопоставляет духу любоначалия — дух любви, дружбы, служения, взаимодействия на равных, а иногда и самопожертвование во имя ближнего.
Не надо стремиться быть первым? Не надо стремиться занимать лидирующее положение? Не надо жаждать быть начальником?
Ответ прост и парадоксален: не к этому надо стремиться в христианской, духовной жизни и не этого жаждать. Это не мотив, не цель, а средство, даваемое, если это надо, Богом под Богоугодную цель. Лидерство приходит и дается в той мере, которая от Бога и для дел Божьих.
Думал ли пророк Моисей стать вождем и лидером народа Израиля?
Даже, когда Господь дал ему власть, он сомневался, ему ли стоит вовлекаться в нее, говоря, что он косноязычен. А мечтал ли о власти Саул, первый израильский царь, или пастух Давид, сын Иессея или Иосиф, сын Иакова?
И много есть других библейских примеров, когда люди, не мечтавшие о власти, были поставлены Богом в правление, во влияние. Потому что они несли в себе Божью идею для людей: Моисей вывел народ из плена египетского. Иосиф принял род свой во время засухи в Египте и спас от гибели. Давид объединил и усилил народ Израиля.
Показательный пример в оптинском старчестве.
Преп. Лев Оптинский был очень решительным, волевым и смелым человеком в обычной жизни, а в духовной не был поставлен настоятелем над братией, был просто монахом. Но зато он был первым старцем, и к нему многие ходили на исповедь. Потому что был одарен он многими дарами разумения.
«Господь нередко помимо старанья и воли нашей дает эту славу. Слава бежит от тех, кто гонится за ней, кто ее жаждет, и находит тех, кто бежит от нее. Истинная слава, слава от Бога, дается тем, кто не гонится за ней» (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) О любоначалии. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина).
Исходя из этого святитель дает такой совет:
«Надо, не помышляя о власти над людьми, вникнуть в то, как можно развить способности свои и таланты, данные от Бога; смиренно, тихо углубиться в развитие способностей своих в тиши, в неведении миру. И может быть случится, как случалось уже не раз, что Господь возведет такого человека на недосягаемые вершины славы». (там же).
А сделать другое важно: понять, какими дарами одарил Святой Господь. И стараться тихо и спокойно их реализовывать в жизни, для блага людей и Бога ради.
Это те самые таланты из Евангельской притчи о талантах, которые взяв, человек преумножил, развил. И за такое мудрое дело, Бог вдвое больше наградил его