1 января 2023 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в г. Одинцово Московской области (Одинцовская епархия Московской митрополии).
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Георгиевского кафедрального собора в Одинцове; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Владимир Шафоростов, благочинный Красногорского округа, настоятель Знаменского храма г. Красногорска Московской области; иерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области, секретарь Одинцовского епархиального управления; иерей Григорий Федотов, благочинный Одинцовского округа, настоятель храма в честь Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово; духовенство Одинцовской епархии.
В соборе молился духовник Одинцовской епархии, почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Одинцовского района Московской области протоиерей Валериан Кречетов.
На богослужении присутствовали: глава Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванов; бывший глава Одинцовского района, исполнительный директор Международного фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, организатор строительства Георгиевского кафедрального собора в Одинцове А.Г. Гладышев; старший вице-президент, финансовый директор ПАО «ГМК «Норильский никель»» С.Г. Малышев; председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова. На особо почетном месте в храме находились ветераны Великой Отечественной войны.
Богослужебные песнопения исполнил хор Богоявленского кафедрального собора г. Москвы (регент — А.К. Майоров).
Богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Валентина Шишелова, клирика храма великомученика Георгия Победоносца, Патриаршего подворья на Поклонной горе г. Москвы, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Павел Карташев, настоятель Преображенского храма с. Большие Вяземы Одинцовского района Московской области.
По окончании Литургии архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома от лица священнослужителей и прихожан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству букет белых роз.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Святейший Владыка поблагодарил архиепископа Фому за труды на благо Святой Церкви и передал ему в дар икону Божией Матери «Троеручица». «Хотел бы выразить благодарность владыке Фоме за его труды, он является моим помощником в Московской Патриархии, на него возложено очень трудное послушание, с которым Вы, владыка, справляетесь очень успешно, являясь, действительно, реальным помощником Патриарха», — сказал Предстоятель, вручая образ.
«Еще раз поздравляю всех вас, мои дорогие, — продолжил Святейший Патриарх, обращаясь к верующим. — Очень рад увидеть собор в Одинцово — действительно, замечательный кафедральный собор. Мы строим храмы и тысячами в них собираемся, в то время как везде, особенно в «просвещенной» части мира, храмы пустеют, в них устраивают рестораны или, как я уже однажды сказал, в лучшем случае их продают мусульманам. А мы с вами наполняем храмы, и, пока будем наполнять, будет жива Россия, являя великий пример всему миру. Поэтому не ленитесь посещать Божии храмы. Приводите с собой детей и внуков, чтобы и следующие поколения россиян подхватили наш духовный опыт и пошли в будущее с верой православной в сердце. Всех вас храни Господь, и благословение Божие да пребывает и с городом Одинцово, и со всей моей подмосковной паствой. Аминь».
Также Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванова за активное участие в церковной жизни.
***
Георгиевский кафедральный собор построен в преимущественно русском стиле. Собор имеет три этажа, на самом верхнем расположен центральный придел в честь великомученика Георгия, по бокам — приделы в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. На среднем этаже расположены приделы в честь Иверской иконы Божией Матери, мученицы Татианы и преподобного Александра Свирского. На нижнем этаже находится крестильный храм в честь св. Иоанна Предтечи.
Собор имеет благолепное внутреннее убранство, при создании иконостасов воспроизводились стили трех различных эпох христианской истории. Святыни собора: частица мощей святого Георгия Победоносца, преподобного Александра Свирского, великомученика Пантелеимона, блаженной Матроны Московской, преподобного Антония Оптинского и мученицы Татианы. В соборе находятся списки со всех Богородичных икон Святой Горы Афон, выполненные афонскими монахами. Храмовые иконы св. Георгия Победоносца и Божией Матери «Иверская» также привезены со Святой Горы.
7 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был совершен чин основания храма, который возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Собор был построен стараниями благочинного церквей Одинцовского округа архимандрита Нестора (Жиляева) и главы Одинцовского района А.Г. Гладышева. На закладке присутствовал губернатор Московской области Б.В. Громов.
9 сентября 2007 года митрополит Ювеналий совершил чин великого освящения храма. Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Алексий II.
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем память святых отцов — тех, кто предшествовал Господу и Спасителю. Это выдающиеся духовные люди, духовные лидеры Ветхого Завета. Своей жизнью, своим служением, своей проповедью они приуготовляли путь Господу, а потому и память этих ветхозаветных праведников совершается в преддверии Рождества Христова.
Сегодня воспоминание святых отцов совпало с гражданским Новым годом. Если мне не изменяет память, такое совпадение было и в 2012 году, и помню, как с этим совпадением связывались мысли людей о прошлом и будущем. Многие, простираясь мыслями в будущее, оптимистично полагали, что все идет к лучшему, что все лучшее впереди. И вообще, надежда на то, что лучшее впереди, присутствует в роде человеческом и даже отражается в некоей философии, которая называется философией прогресса. Согласно этому учению, человечество развивается поступательно во всех отношениях.
Конечно, есть некая правда в том, что эта философия утверждает. На глазах у всех происходит невероятное научно-техническое развитие, совершенствуются средства коммуникации, транспорт и все, что касается материальной стороны человеческой жизни. Несомненно, прогресс налицо. Но что касается личности человека, его внутреннего духовного состояния? Можем ли мы утверждать, что люди нынешнего времени намного лучше, содержательнее, духовно сильнее, чем те, которые предшествовали нам? Так сказать невозможно, потому что никакого общего духовного и нравственного прогресса не существует. Этот прогресс существует, но реализуется в рамках отдельной человеческой личности. И так было всегда — и сегодня, и десять, и сто, и тысячу лет назад. Каждый мог иметь целью свое внутреннее, нравственное, духовное, интеллектуальное совершенство, и многие шли по этому пути, но было и множество тех, кто деградировал. То же самое происходит и сегодня, и мы должны ясно понять: никакого духовного и нравственного прогресса в масштабах человечества не происходит.
Сегодня мы находимся в тяжелейшей атмосфере взаимного недоверия между странами. Это напряжение возрастает настолько, что возникает угроза крупномасштабной войны. Разве тогда, когда мы в прошлый раз праздновали совпадение праздника святых отец и Нового года, международная жизнь была столь же напряженной? А если международные отношения так ухудшились — это прогресс или регресс? Конечно, регресс. Движение не вверх, не к звездам, а наоборот, вниз, в бездну. Поэтому еще раз хочу сказать: идея человеческого прогресса, конечно, применима к развитию науки, техники, технологий, но никак не применима к нравственному состоянию личности и человеческого общества. Более того: чем больше удобств человек получает, чем большими достижениями науки и техники он наслаждается, тем, может быть, слабее он становится. Совершенно очевидно: нравственный, духовный прогресс никак не соответствует научно-техническому прогрессу человеческого общества.
А теперь давайте зададим вопрос: а от чего зависит будущее? От научно-технического или нравственного прогресса? Но ведь научно-технический прогресс не только создает комфортные средства передвижения, разного рода электронные устройства, которые помогают нам в коммуникациях, — также совершенствуется и оружие. И никогда человечество не обладало такими страшными средствами уничтожения всей планеты, как те, что сейчас накоплены в оружейных арсеналах. А если эти арсеналы, это невероятное совершенствование вооружений не соответствует нравственному состоянию рода человеческого, то разве не возрастает угроза использования оружия массового уничтожения?
Все это свидетельствует о том, что научно-техническое развитие и несомненный прогресс цивилизации не могут обеспечить ни счастья человека, ни его безопасности. А что же может гарантировать человеческое счастье и безопасность? Может быть, какая-то философия? Их много существовало и существует, и каждая утверждает, что указывает человеку путь в светлое будущее. А на самом деле — помогла ли хоть одна из этих философий? Никогда! И не будем анализировать, почему, ответ простой: всё это результаты творчества человека, который ограничен в своих возможностях.
Но есть нечто, что мы имеем и что проистекает не от человека, а от Бога, неограниченного в Своих возможностях. Это Его Слово, Его закон, который мы с вами и сегодня слышали через чтение Священного Писания. Это то, что проповедует Церковь. Это тот самый закон Божий, который только и может спасти весь человеческий род. Но как много людей не принимают этот закон, считая, что это какой-то пережиток прошлого! Или, как некоторые говорят, «это вообще это не для меня, ведь и то нельзя делать, и то нельзя, а я хочу делать всё, что хочу!» Но если закон Божий будет исторгнут из человеческой жизни, если люди перестанут жить по Божественному закону, то наступит погибель. Такая личность и такое общество нежизнеспособны, ибо в основу бытия человека Бог положил Свой нравственный закон.
Сегодня это особенно очевидно, а потому проповедь о Христе, проповедь о христианских ценностях приобретает огромное значение. Речь идет не только о спасении личности — речь идет о спасении народов, государств, о спасении рода человеческого. Миссия Церкви сегодня имеет глобальное значение. Но эта миссия может иметь силу только тогда, когда на нее откликаются люди, когда слово Божие производит внутреннюю перемену в личности, когда человек, задумавшись о том, что Бог через Евангелие, через Сына Своего Иисуса Христа сказал людям, начинает соотносить Божий закон со своей жизнью. И когда человек видит полное несовпадение того, что делает, о чем думает, к чему стремится, с законом Божиим, если человек, осознав это несоответствие, изменяет всю свою жизнь и если таких людей становится множество, — вот тогда и обеспечивается подлинная безопасность и человека, и общества, и государства, и всей планеты.
Сегодня гражданский Новый год. Мы вступаем в новый год благости Божией, и, конечно, наша молитва — о мире, о том, чтобы Господь предотвратил губительное развитие международных отношений, которые достигли сегодня опаснейшей черты. Мы молимся о том, чтобы не было войны, чтобы возобладал здравый смысл и люди, имеющие разные политические взгляды и убеждения, смогли найти общую основу для мирной и справедливой жизни. Молясь о мире во всем мире, мы, конечно, молимся каждый о себе, о своих родных и близких, и эту молитву мы должны сопровождать стремлением жить по Божиим заповедям. Потому что, если верующие люди не будут жить по заповедям, чего же требовать от того нерелигиозного мира, в руках которого страшное оружие?! Мир спасает каждый из нас — своей верой, своим благочестием, своей любовью, потому что эти спасительные ценности не исчезают, но усиливаются от того, что к ним приобщается всё больше людей.
Да благословит Господь Россию, страну нашу. Благодарим Бога за то, что сегодня Россия — это страна, где укрепляется вера. Многие богатые, благополучные люди в других частях мира с удивлением смотрят на нашу Родину и не могут понять: современная передовая страна, в которой возрождается вера — это что? Для многих это шок, а для нас — символ надежды и веры в то, что если наше Отечество и дальше будет так развиваться, если мы будем соединять веру с образованием, культурой, наукой, техникой, со всем тем, что дает материальную силу и благополучие, то Россия будет непобедимой и станет еще более ярким примером того, как современный человек может соединить веру и знание, Бога и материю, жизнь духовную и жизнь материальную.
Вот такой жребий выпал на нашу Родину. В свое время именно Россия спасла мир от страшной чумы фашизма, и в первую очередь благодаря жертвам России была достигнута победа. Может быть, сегодня Господь, не призывая нас к таким страшным жертвам, призывает нас к тому, чтобы своей духовной жизнью, своей верой, соединением веры со знанием, проникновением веры во все сферы общественной жизни мы так же помогли миру обрести спасение, как сделали это, победив фашизм. И, может быть, Господь избирает Отечество наше, на которое обращаются сегодня гневные и злобные взгляды тех, кто не разделяет наших убеждений, кто чужд нам и по вере, и по нравственным принципам жизни. С той стороны — недопонимание, настороженность, часто злые чувства и мысли; мы же, идя по своему историческому пути, должны хранить веру в сердце и делать все для того, чтобы становиться умственно, нравственно, физически сильнее, развивая все стороны нашей общественной и государственной жизни.
И да поможет нам Господь войти с этими мыслями в новый год Его благости, в новое лето, которое, надеемся, будет мирным и спасительным и для народа нашего, и для многих других народов. И дай Бог, чтобы это лето определило и дальнейшие годы мирной и благополучной жизни. Аминь.