Максим Суворов, штатный священник Воскресенского Ново-Девичьего монастыря:
Митрополит Серафим добился погребения священномученика Иллариона на кладбище при своей резиденции и облачил его в свои белые архиерейские облачения, надел на него свою митру, как бы предчувствуя то, что сам он не будет погребён по такому чину в будущем. Надел на него своё облачение и вместе с шестью архиереями в том числе епископом Алексием Симанским, он совершил торжественный чин отпевания в Воскресенском соборе Ново-Девичьего монастыря. Святые мощи священномученика Илариона находились здесь на кладбище Воскресенского Ново-Девичьего монастыря в течение 60 лет, были обретены в 1998 году и принесены уже в Москву
Репрессии против церкви усиливались. Когда в 33 году в Ленинграде проводили «паспортизацию населения», двум сотням священников, включая митрополита Серафима, паспортов не дали и предложили им покинуть город под угрозой ареста. Перед неизбежным отъездом владыка совершил последнюю Литургию.
Спасо-Преображенский собор на Литейном проспекте. С этого храма для митрополита Серафима однажды уже начиналась новая жизнь. Одна из многих его жизней. Когда-то, в далеком 1879-м году, именно в этом соборе Леонид Чичагов – как владыку звали в молодости — обвенчался со своей супругой. И вот теперь, после того как жена давно умерла, четыре дочери выросли, и позади было уже 35 лет монашества, митрополит Серафим служил здесь последнюю Литургию в своем родном городе. Оставляя Ленинградскую кафедру, он отправлялся в Москву на покой.
Он поселился на подмосковной даче, недалеко от станции Удельная. В этом тихом поселке, в двух маленьких комнатах деревянного дома, митрополит Серафим и провел последние годы жизни. Работал над богословскими трудами, музицировал и подолгу молился. За советами и наставлениями к нему частенько приезжали и его духовные чада, и церковные иерархи.
Протоиерей Вадим Суворов, настоятель Троицкого храма поселка Удельная:
Владыка Серафим не смотря на то, что он здесь находился на покое и был в общем-то уже немощен физически, тем не менее он обладал огромным авторитетом среди духовенства, среди иерархии и известно, что к нему сюда на дачу приезжали за духовным советом в том числе высокие иерархи нашей церкви.
Митрополит Серафим предвидел тяжелые испытания, через которые предстояло пройти многим священникам и мирянам. Но он предсказывал и то, что гонение «окончится, и православие снова восторжествует».
30 ноября 37-го года в подмосковный поселок Удельная въехал «черный воронок» и остановился у дома номер 8 по улице Песочной. Пришли за митрополитом Серафимом Чичаговым. Люди в штатском зачитали постановление об аресте – но исполнить его оказалось непросто. Владыке тогда уже шел 82 год, он был очень болен и почти не вставал. Пришлось вызывать машину скорой помощи, которая и доставила лежачего арестанта в Таганскую тюрьму. Ему предъявили обвинение в том, что он проводил «глубоко законспирированную контрреволюционную деятельность»и якобы здесь, в этом дачном домике, принимал других заговорщиков.
«Чичагов Леонид Михайлович бывший полковник артиллерии, он же митрополит Серафим действительно враждебно настроен к партии и советской власти, является активным деятелем церкви, среди окружающих его лиц проводит контрреволюционную монархическую агитацию, давал указания по переходу церкви на нелегальное положение, в своей квартире принимал единомышленников, которых обрабатывал на возобновление контрреволюционной и церковно-монархической деятельности, вел контрреволюционную агитацию против выборов в Верховный совет союза ССР». Из протокола допроса Леонида Чичагова
Неделю продолжались допросы немощного старца, страдавшего болезнью сердца. Он стойко переносил все издевательства, не признал ни одного пункта обвинения, ни кого не выдал, но все равно получил приговор о расстреле.
Митрополита Серафима, вместе с десятками других осужденных, привезли в подмосковную деревню Бутово. Здесь был устроен полигон, обнесенный глухим забором. Он и стал тайным кладбищем для двадцати тысяч жертв террора. Вместе со священномучеником Серафимом Чичаговым в этой братской могиле упокоились больше трехсот человек, погибших за веру. В богоборческие времена они тоже нашли в себе мужество пройти путем христианского мученичества, на котором испокон веков стоит Церковь.
Так сбылись пророческие слова самого митрополита Серафима Чичагова: «Будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства».
Из документального фильма «День Ангела. Священномученик Серафим (Чичагов)«